КРОО АНКО "Ехпайрутюн" и администрация сайта Ekhpayrutyun.RU поздравляет вас с Пасхой! Благословит вас Господь!
Воскресение Христово является главным христианским праздником. В его
основе лежит идея воскресения - центральная, основополагающая доктрина
христианства, смысл которой - в переходе от смерти к вечной жизни, от
земли к небу.
Обратимся к евангельским текстам. Вспомнив слова Иисуса о
том, что Он воскреснет на третий день после смерти,
иудейские первосвященники потребовали у римского наместника Понтия
Пилата «охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью,
не украли Его и не сказали народу: «
воскрес из мертвых». По приказу
Пилата вход в гробницу запечатали и приставили к ней стражу. На третий
день ученицы Иисуса утром пришли к гробнице совершить послепогребальный
обряд и увидели, что огромная каменная плита отвалена от входа в
гробницу, а внутри сидит ангел. «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина,
распятого;
Он воскрес; Его здесь нет», - успокоил посланец небес.
Увидев гробницу пустой, римские солдаты в ужасе помчались к старейшинам
поведать о мистическом исчезновении. Посовещавшись, те заплатили воинам и
обещали спасти их от гнева Пилата при условии утверждать, что ночью
тело Христа выкрали Его ученики.
Первой, кому воскресший Христос явился
после воскресения, была
Мария Магдалина. Ей, бросившейся обнять Учителю
ноги, Он велел: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и
Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Затем Христос явился десяти
апостолам. Отсутствовавший апостол Фома, услышав о явлении Христа, не
поверил и воскликнул: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не
вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его,
не поверю». Через неделю Христос явился молившимся в том же доме
одиннадцати апостолам и обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и
посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь
неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не
видевшие и уверовавшие». Третьим по счету стало явление Христа семерым
апостолам у Галилейского озера, где Он поручил апостолу Петру Свою
земную паству.
Ранняя церковь в день Пасхи отмечала распятие Христа. С
IV в. акцент был смещен на
Воскресение Христово, которое взяло на себя
основную смысловую нагрузку. Конкретный день празднования Пасхи долгое
время оставался причиной дискуссий. Вспомним, что многие церковные
праздники связаны с солнечным циклом и потому неподвижны. Поскольку
Пасха связана с лунным календарем, то является подвижным праздником и
дата ее празднования с годами дает расхождение. Вопрос был окончательно
решен на Первом Вселенском Соборе (325 г.), который постановил, что ее
«следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее
после весеннего равноденствия». Когда Пасха стала отмечаться как
подвижный праздник, стали составляться специальные таблицы -
пасхалии,
определяющие даты празднования на много лет вперед. Армянское слово
«
Затик», которым обозначается Пасха, происходит, по всей видимости, от
«
азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от
страданий, зла и смерти. С чем связано
крашение яиц к Пасхе? Во многих
религиях яйцо считается символом воскресения, т. к. содержит семя жизни.
Яйцо красили в красный цвет, символизирующий
пролитую кровь Христову.
Св. Григор Татеваци видел в яйце символическое строение мира: «Скорлупа
напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой - воздух, белок - воду,
желток - землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью
Христа». Приветствуя друг друга в день Пасхи, русские христиане
произносят: «
Христос воскресе!» и отвечают: «
Воистину воскресе!»
Армянские христиане говорят друг другу: «
Христос воскрес из мертвых!» и
отвечают: «
Благословенно Воскресение Христово!»
По-армянски это
пишется так: Քրիստոս հառէաւ ի մեռելոց:
А
произносится вот как:
QristOs Hareav i merelots. (Кристос hареав и мерелотс)