"Ехпайрутюн" КрасноярскПятница, 10 Май 2024, 01:40

Приветствуем Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход




 Translate (by Google)
Հայերեն
EnglishFrançaiseDeutschEspañolΕλληνικάქართულიУкраїнський

 Поиск
 

Список ключевых слов
Поиск Google
Поиск Яндекс


 Структура

 Основное меню

 Новости

 Полезно-интересно

 Развлечения

 Об Армении (Wiki)

 Архив записей

 Погода
 
 
 Новые материалы
[23 Май 2015]
Плейлист: Народный хореографический ансамбль «Армения» (0)
[19 Фев 2014]
Mihran Tsarukyan - Srtis Uzace (Мигран Царукян - Сртис узацэ) [Միհրան Ծառուկյան - Սրտիս ուզածը] (0)
[19 Фев 2014]
Lilu - Qez (Лилу - Кез) [Լիլու - Քեզ] (0)
[19 Фев 2014]
Chioma - Du es im hogin (Чиома - Ду эс им окин) [Չիոմս - Դու ես իմ հոգին] (0)
[19 Фев 2014]
Andre - Srti arajin khosqe (Андре - Срти арачин хоскэ) [Անդրե - Սրտի առաջին խոսքը] (0)

 Последние фото

 Что обсуждается?
  • ГИМН ДЛЯ АНСАМБЛЯ "АРМЕНИЯ" (20)

  • Разочарование-закономерное продолжение очарования! (8)

  • Золотая энциклопедия мудрости! (9)

  • Автомобили: советы опытных, выбор автомобиля и прочее (10)

  • Порадуем друг-друга! (21)


  • Главная » 2012 » Октябрь » 24 » Рубрика «Научные статьи об Армении и армянах» | Грета Саркисян: «Образ Сибири в языковом сознании армян Красноярского края»

    00:24
    Рубрика «Научные статьи об Армении и армянах» | Грета Саркисян: «Образ Сибири в языковом сознании армян Красноярского края»

    Рубрика «Научные статьи об Армении и армянах» | Грета Саркисян: «Образ Сибири в языковом сознании армян Красноярского края»

    Одной из основных задач современной этнопсихолингвистики является изучение этноязыкового сознания, а именно его структуры, содержания и значения. В настоящее время проводится активная работа над разработкой методической базы для исследования данного феномена, составлением ассоциативных словарей, отражающих особенности языкового сознания того или иного этноса. Наиболее распространенный инструментарий для реконструкции образов языкового сознания – это методика свободного ассоциирования. Представители психолингвистической школы указывают на то, что ассоциативный эксперимент может служить способом получения как лингвистического, так и психологического знания (Белянин В.П., Залевская АА., Красных В.В., Тарасов Е.Ф.). Ассоциативный эксперимент показывает наличие в значении слова (а также предмета, обозначаемого словом) психологического компонента. Тем самым он дает возможность построить семантическую структуру слова, служит ценным материалом для изучения психических эквивалентов того, что в лингвистике называется семантическим полем, и вскрывает объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов [1:133].

    Н. В. Уфимцева, доктор филологических наук, профессор, автор многочисленных научных публикаций, в числе которых: Русский ассоциативный словарь (1994-1998, 2002), Славянский ассоциативный словарь (2004), отмечает, что «ассоциативный тезаурус (словарь) является моделью сознания человека, которая представляет собой набор правил оперирования знаниями определенной культуры (вербальными и невербальными значениями), отражающими образ мира данной культуры». Кроме того, «исследования языкового сознания с помощью ассоциативного эксперимента дают возможность выявить как системность содержания образа сознания, стоящего за словом в той или иной культуре, так и системность самого языкового сознания носителей той или иной культуры как целого показывают уникальность и неповторимость образа мира каждой культуры» [3:41].

    Актуальность изучения этноязыкового сознания также вызвана явлением межкультурного и межнационального общения, которое является одной из наиболее ярких и важных черт современного общества. Известно, что межкультурное общение неизбежно связано с различными барьерами и конфликтами, которые вызваны непониманием коммуникантами друг друга. Различие национальных и индивидуальных сознаний людей является, по-видимому, причиной данного непонимания. Поэтому актуально изучение и исследование этноязыкового сознания отдельных индивидуумов или наций, так как это способствует в определенной степени снятию коммуникативных барьеров и избеганию конфликтов в ходе межкультурной и межнациональной коммуникации.

    Красноярский край – большая территория, на которой в течение долгого периода времени проживают и взаимодействуют около 137 этносов. В этом смысле он представляет большую научную ценность для лингвистов. Изучение образов языкового сознания народов края относится к числу приоритетных направлений СФУ. Данная работа посвящена изучению языкового сознания представителей армянской диаспоры Красноярского края. 

    По данным всероссийской переписи населения 2002 г. численность армян составляла 10807 человек [2]. Из них каждый четвертый (26,1 %) был гражданином Армении. Основная масса армян является городскими жителями (86,7 %), главным образом г. Красноярска (6,1 тыс. чел.). На территории нынешнего Красноярского края армяне появились в XIX веке. Всероссийская перепись 1897 г. зафиксировала 44 человека — носителя армянского языка (половина из них горожане), по вероисповеданию — приверженцев Армянской Апостольской (35 чел.) и Армянской Католической (4 чел.) церквей. Вплоть до середины XX в. численность армян в Красноярском крае оставалась незначительной. И только в послевоенный период в связи с индустриальным развитием региона начинается устойчивый прирост армянского населения [5].

    Распад Советского Союза, осложнение политической ситуации на Северном Кавказе и ухудшение там социально-экономического положения стали причиной массового оттока населения из Армении. В Российской Федерации с 1989 по 2002 год численность армян увеличилась в 2,1 раза, а в Красноярском крае — в 3,5 раза. И, как следствие, армянская диаспора по своей численности среди национальных диаспор региона переместилась с 23-го места на 8-е место [5].

    Для армянского сообщества характерен высокий уровень этничности и национального самосознания (родным языком владеют 91,3 % армян), слабое влияние ассимиляционных процессов. В то же время у армянского сообщества хорошие адаптационные возможности. Русским языком владеют 98 % армян. Они активно получают российское гражданство. Усилился приток женского населения (в 1989 г. на их долю приходилось 31,6 %, а в 2002 г. — уже 41,6 %) [5].

    Объектом нашего исследования является обыденное сознание представителей армянского населения. Материал исследования – данные психолингвистического эксперимента (свободного ассоциативного эксперимента), проведенного авторами в 2012 г. Новизна работы заключается в том, что впервые мировидение армян Красноярского края подвергается лингвистическому исследованию.

    В эксперименте приняли участие 111 армян разных возрастных, социальных и гендерных групп. В ходе исследования выявлено несколько фрагментов общего корпуса реакций на слово-стимул «Сибирь». Все полученные реакции мы объединили в группы. Самые большие из них включают лексемы, семантически связанные с понятийными полями «климатические и географические особенности». Приведем в порядке убывания реакции, которые «овнешняют» (термин Е.Ф. Тарасова) в языковом сознании армян образ Сибири.

    54 % реакций составили ответы, которые мы объединили тематически в группу «Климатические и географические особенности». Ядром ассоциативного поля слова-стимула «Сибирь» является реакция «мороз» (18), «холод» (14).  К ближней периферии относятся реакции «снег» (8), «зима» (6); дальняя периферия – «тайга» (4), «Енисей» (3), «лес» (3). В число единичных реакций входит «дождь» (1), «свежесть» (1), «отморозки» (1), «ветер» (1).

    В данном ассоциативном поле выделяются лексемы, называющие понятия, относящиеся к суровым климатическим условиям проживания в Сибири. Такие реакции возникают в связи с неприспособленностью к ним опрошенных респондентов. Отметим тот факт, что во многих районах Армении наблюдается континентальный (жаркое лето, холодная зима) и умеренный климат (умеренное лето, умеренная зима). Средняя температура в июле - +26ºС, максимальная - +42ºС. Средняя температура января - -4ºС. Зимой наблюдается небольшое количество осадков.

    Далее укажем полученные реакции, которые в совокупности составили 13,6% ответов, связанных с культурными центрами: МВДЦ «Сибирь» (12), кафе «За Сибирь» (2). Международный выставочно-деловой центр «Сибирь» (МВДЦ «Сибирь») имени Карена Мурадяна - это современный комплекс, способный предоставить весь спектр выставочных и деловых услуг на уровне мировых стандартов, оснащенный всей необходимой для этого инфраструктурой [6]. В этом здании проходят знаковые события – Красноярский экономический форум, Губернаторский IQ-бал, Ассамблея «Красноярск – технологии будущего», Красноярский городской форум, Всероссийские соревнования по бальным танцам, музыкальные фестивали и др. [там же]. Кафе «За Сибирь» - кафе, где можно провести свадьбы, корпоративы, банкеты и т.д. (живая музыка, шоу-программа, великолепная кухня и многое другое). Так, в сознании опрошенных армян Сибирь ассоциируется с местом досуга, а также местом проведения деловых мероприятий, важных в жизнедеятельности респондентов. К примеру, в МВДЦ «Сибирь» часто проводятся различные мероприятия: Международный молодежный фестиваль «Студенчество без границ», Армянская Новогодняя «Retro Vечеринка», «Дни Армении в Сибири», кастинг детского конкурса красоты и таланта «Little Miss & Mister Armenia 2012» и многие другие.

    Следующую группу реакций мы объединили в группу под общим названием «Флора и фауна» (10,8% ответов). В языковом сознании респондентов слово-стимул «Сибирь» ассоциируется с «медведем» (8), «березами» (2), «снегирями» (2), «шишками» (1). Подобные реакции связаны с тем фактом, что медведи, березы, снегири – это символы Сибирской природы.

    Для некоторых опрошенных армян слово-стимул Сибирь ассоциируется с конкретными историческими событиями (5,4% ответов): «ссылка» (5), «декабристы» (1). Сибирь для них – это мрачный отдаленный край, куда издавна принудительно отправляли всех инакомыслящих, это также место каторги и ссылки.

    4,5% респондентов отождествляют в своем языковом сознании Сибирь с родиной: «родина, родное место» (3), «дом» (2). Известно, что для армян Сибирь является землей обетованной, куда люди сами бежали в поисках свободы, в поисках лучшей жизни  (причинами массового оттока населения из Армении явились распад Советского Союза, осложнение политической ситуации на Северном Кавказе, ухудшение там социально-экономического положения).

    4,5% ответов связаны с абстрактными понятиями: «красота» (2), «тоска» (1), «глушь» (1), «безмятежность» (1). Данная группа базируется на личном отношении к малой родине, реальных или приписываемых образу Сибири характеристиках. 

    Образ Сибири у респондентов ассоциируется с некоторыми административными объектами (3,6% ответов): «Красноярск» (2), «Новосибирск» (1), «центр России» (1). Приведенные в данной группе реакции, очевидно, связаны с местом проживания респондентов. Сибири приписывается статус центра страны, что говорит о ее важном значении в жизни народа. Сибирь -  это земля, которая дала многим народам, в том числе и армянам, новую жизнь: место жительства, работу, зарплаты которой волне достаточно для содержания семьи, возможность молодому поколению бесплатно учиться в школах и получать высшее образование в университете, строить большие планы на будущее.

    В группу под общим названием «Быт» мы отнесли следующие реакции (3,6% ответов): «валенки» (2), «шапки-ушанки» (1), «водка» (1). Как известно, валенки - это один из символов русской культуры, в частности, Сибири. Это свидетельствует о талантливости русского народа и богатой самобытной культуры этноса. Слово-стимул «Сибирь» ассоциируется в сознании армян с валенками, во-первых, возможно потому, что они являются исконно русской обувью, которые впервые появились именно в Сибири (их называли «пимами»); во-вторых, с воспоминаниями из детства, когда зимой носили валенки, в которых было очень тепло и уютно. Еще один символ Сибири - шапки-ушанки. Они являлись важным атрибутом одежды сибиряков и в настоящее время стали более популярными среди людей различных возрастов. 

    Таким образом, языковое сознание армян Красноярского края рисует Сибирь как холодное место с обилием снега, морозов, дождей, ветров, поскольку более половины полученных ответов связаны с климатическими и географическими особенностями региона. Но, несмотря на суровые условия проживания, Сибирь – это дом, родное место. Отметим, что в ходе эксперимента мы получили несколько отрицательных единичных реакций на слово-стимул «Сибирь» («тоска», «глушь», «безмятежность»).

    Проведенное исследование помогло обнаружить восприятие образа Сибири армянами. Полученные результаты могут быть использованы исследователями при составлении общей языковой картины Красноярского края, а  также в практике межкультурной коммуникации.
      
    Литература

    1. Белянин В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. - 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232 с.
    2. Казанцева Я.Н. Образ родины в языковом сознании татар Приенисейской Сибири / Взаимодействие языка и культуры в коммуникации и тексте: сборник научных статей – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – с. 38-42.
    3. Уфимцева Н.В. Языковое сознание русских в зеркале ассоциативного эксперимента / Русское слово в русском мире: сборник статей / Под ред. Ю.Н. Караулов, О.В. Евтушенко. - М.: МГЛУ - Калуга: ИД «Эйдос», 2004. – С. 300.
    4. Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации. Итоги переписи. Сводные итоги [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/ct/html/TOM_14_25.htm (дата обращения 20.04.2012)
    5. Сайт Красноярской региональной общественной организации "Армянское национальное культурное общество "Ехпайрутюн" [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ekhpayrutyun.ru/(дата обращения 21.04.2012)
    6. Сайт международного выставочно-делового центра «Сибирь» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://centersiberia.ru/(дата обращения 15.04.2012)

    © Ekhpayrutyun.RU, 2012
    Автор статьи:
    Грета Саркисян
    Графика: Ekhpayrutyun.RU


    Фото, изображениеКраткооб авторе
    Грета Саркисян, г. Лесосибирск.

    Является с
    туденткой Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета, филологический факультет, специальность "Иностранный язык".

    Стипендиатка Оксфордского фонда в 2012 году.

    По жизни активистка. Любит петь, танцевать (особенно армянские танцы), занимается наукой, пишет статьи.




    Понравилось? Расскажи друзьям! ;)

    0



    Cсылки на схожие материалы:
    Категория: Научные статьи об Армении и армянах | Просмотров: 4084 | Добавил: EkhpayrutyunRU | Теги: Красноярский край, армяне, язык, научная статья, образ, Article, ассоциации, этнопсихолингвистика, грета саркисян, Сибирь | Рейтинг: 0.0/0



    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
     Мы здесь
    Мы В КонтактеМы в соцсети Одноклассники.руМы на YouTubeМы в TwitterАккаунт армянской общины в Инстаграм

     Корзина
    Чтобы Вам было удобнее следить за статусом своих заказов, пожалуйста, зарегистрируйтесь



     Личный раздел
    Доброй ночи,
    уважаемый Гость!
    Вам доступно
    следующее:



     Интересная реклама

     Опечатки?Исправим!
    Система Orphus

     Арм. пословицы
    ""
    (Армянская пословица)

     Категории раздела

     Календарь
    «  Октябрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031

     Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 865

     Наши праздники
    Праздники Армении

     Чат
    200

     С Днём Рождения!
    Поздравляем
    С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ
    наших пользователей:

    Grigor(34), Fanka(38), julieta(37), hyshopoxC(49), orderpriligynorx(39), antepeplelo(37), rafik1994(32), vafjan(32), Vlad_Valuev(44), UGRoger(45), Dalceaskageli(48), AAssiceMek(46), Anatroziver(41), LecychutDuh(47), EncottOptonry(45), hitBuitty(42), estissunc(49), FamRooryZom(44), ValorieSar(48), pixelaf(45), Germanmob(36), jpuxjyocf(36), Hiejoinkinkaw(47), xisedoh(49), Phisuachins(46), atroriapreemn(45), jufovel(49), LievaBagRaini(36), poseleni(43), aPlelryGlusy34(45), [Полный список]

     Кто он-лайн?
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     Последние комментарии
    Перейти к материалу с комментарием |
    : Год переписывалась с девушкой с ее фотками

    Перейти к материалу с комментарием |
    : Anul

    Перейти к материалу с комментарием |
    : Barev cez

    Перейти к материалу с комментарием |
    : Erkar jamanak e Kapanum Shant@ chi herarcakvum.Xndrum em haytnrq patchar@.

    Перейти к материалу с комментарием |
    : я обажаю миграна царукяна его все песни прикольные а эта самая клёвая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1


     Прочее

     Баннер Ekhpayrutyun.RU

    Мы будем очень признательны Вам, если Вы разместите наш баннер у себя на сайте! По вопросам обмена баннерами, пишите



    Получить код баннера:

    необходимо выделить код мышью, либо сочетанием клавиш Ctrl+A; скопировать его (Ctrl+C) и вставить в самое видное местно на своём сайте! ;)


    Главная | Регистрация | Поиск | Контакты | О сайте | Обратная связь | Реклама | У меня идея! | Текущие конкурсы
    Создать бесплатный сайт с uCozCopyright Ekhpayrutyun.RU © 2024 | Все права защищены. All rights reserved. | Создание и дизайн сайта:

    Current Position